Батик что это такое, история и виды росписи по ткани

Техника горячего батика

Особенности современного горячего батика не только в его меньшей трудоемкости по сравнению с классической техникой росписи, но и в соблюдении строгой последовательности в работе. Уже при создании эскиза продумываются все этапы работы. Ткань натягивают на раму, переводят рисунок. Если элементы композиции должны быть обведены черным контуром рисуют обе границы этой линии. Впоследствии, когда на ткань наносится самый темный цвет, краситель заполняет эти линии между ранее нанесенными плоскостями резерва и превращают в контур. Восковой массой надо покрыть те части рисунка, которые остаются светлыми или белыми. Затем ткань окрашивают в самый светлый из цветов композиции. Если ткань будет, хотя бы слегка влажной, восковая масса не пройдет через волокна ткани, будет моментально застывать, ломаться. После окрашивания в самый светлый цвет работу надо высушить. Далее воском с помощью кисти покрываем пространство, которое должно быть более темным. Затем еще более темным цветом снова покрывают ткань и высушивают.

При работе техникой горячего батика резерв не только наносят в виде контура, но и покрывают им те части ткани, которые не должны быть окрашены. Поскольку контурные линии не являются для горячего батика обязательными, эта техника дает возможность выполнения росписей с плавными переходами от одного тона или цвета к другому.

Горячий батик предполагает две формы росписи. Во-первых, это так называемый простой батик. На ткань резервирующим составом наносят контур, а затем все изделие покрывается краской. В этом случае получается одноцветный рисунок или орнамент, который пересекают неокрашенные линии. После росписи резервирующий состав удаляют.

Начинают обработку ткани с нанесения на ее поверхность цветных пятен, которые выполняют в соответствии с эскизом или замыслом. Впрочем, замысел можно разрабатывать и уточнять в процессе работы. Затем на эти цветные пятна наносят резервирующий состав и после его высыхания снова покрывают все изделие краской, на этот раз более темного тона, который смог бы перекрыть предыдущие. Эту операцию можно повторять не более трех раз. Понятно, что при таком варианте росписи фон может быть только темным.

Близким к описанному способу является прием крекле. Он заключается в следующем. После росписи ткани ее высушивают, натягивают на раму и сплошным слоем покрывают резервом. Когда он высохнет, ткань снимают и слегка встряхивают, чтобы резерв растекался.

Подписи к слайдам

Слайд 1

Презентация творческого проекта Тема : «Холодный батик » Разработала ученица Объединения «Домашний дизайн» МАУ ДОД ДЮЦ «Импульс» Голуб Милана 8 класс г. Хабаровск

Слайд 2

Цель: Выполнить изделие в технике холодный батик Задачи проекта: Познакомиться с историей батика. Усвоить особенности творческой работы дизайнера от эскиза до воплощения изделия. Научиться расписывать ткань. Раскрыть свои творческие способности.

Слайд 3

История батика Слово – «батик» пришло к нам с острова Ява. Сама техника батика родилась в Юго-Восточной Азии. В Европу пришло это искусство из Индонезии. Китай подарил миру такой материал как шелк, и тогда искусство батика возросло с новой силой, а различные техники росписи на ткани сделали этот вид искусства очень востребованным и популярным. В России батик появился в начале ХХ века, что совпало со всеобщим увлечением стилем «модерн». Именно тогда был изобретен резервирующий состав для холодного батика. Поэтому Россию можно назвать первой страной придумавшей новую технику батика – холодный батик. Современный батик отличается многообразием своих приемов и техник, количество которых все возрастает. Занятие батиком требует много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы гармонии и концентрации.

Слайд 4

Материалы и инструменты необходимые для работы: Материалы: 1. Ткань хлопчатобумажная, шелк, крепдешин; эскиз рисунка 2. Подрамник, канцелярские кнопки, ножницы 3. Краски акриловые для росписи тканей 4. Состав резервирующий, стеклянные трубочки для нанесения резерва 5. Кисти: белка, колонок, синтетика 6. Баночка для воды 7. Карандаш простой, акриловые контуры по ткани.

Слайд 5

Подготовка к работе Подготавливаем ткань. Отрезаем нужный размер + припуски для закрепления на подрамник. Ткань натягиваем на подрамник и закрепляем кнопками.( ткань должна быть натянута равномерн0) Эскиз рисунка закрепляем с изнаночной стороны ткани молярным скотчем так, чтобы рисунок был в нужном месте расположения и переводим контуры рисунка простым карандашом на ткань.

Слайд 6

Выполнение работы в технике холодный батик Когда рисунок переведен на ткань, убираем эскиз. Подготавливаем резервирующий состав для работы. Тонкий конец стеклянной трубочки опускаем в емкость с резервом, и через широкий конец набираем раствор примерно до половины объема круглого резервуара. Тонкий конец трубочки нужно обтереть бумажной салфеткой. Нанесение резерва на ткань – самый ответственный этап в холодном батике. Держать трубочку нужно так же, как карандаш. Сначала опускаете тонкий конец трубочки к ткани и сразу же начинаете наносить линию в соответствии с переведенным рисунком.

Слайд 7

После полного высыхания резерва можно приступить к раскрашиванию ткани, или, иными словами заливке цветом. Прежде чем начать закрашивать фрагменты рисунка нужно выбрать цветовую палитру, подобрать оттенки, приготовить чистую воду для смачивания ткани перед раскрашиванием элементов рисунка.

Слайд 8

Последние этапы работы — это заливка фона. Затем изделие должно хорошо высохнуть. Снять с подрамника и прогладить утюгом через сухую чистую х/б ткань. Можно обвести акриловым контуром для получения объемного изображения. Изделие вставить в рамку или обработать срезы ткани на швейной машине.

Батик — Закрепление краски на ткани

Обрабатывать паром можно двумя способами:Первый способРаботу заворачиваете в ткань или бумагу (не газету) так, чтобы окрашенные ее части не касались друг друга. Работу можно складывать произвольно, но на поверхности свертка обязательно должна быть бумага. Запаривание можно проводить в большой кастрюле, ведре или баке, дно которого заливают водой (толщина слоя воды не более 5 см.). От ручки к ручке бака протягивают веревку из синтетической нити, к которой подвешивают перевязанный бечевкой сверток с работой. Крышку бака накрывают свернутым в 2 раза махровым полотенцем. Бак нагревают на электрической или газовой плите. Если работа небольших размеров и свернута в 2-4 раза, продолжительность запаривания может не превышать 30 минут, если работа большая (платок, шарф) и свернута много раз, запаривать следует 60-90 минут. После запаривания не мешает развернутую работу дополнительно прогладить горячим утюгом с лица и изнанки.Второй способВторой способ мне нравится больше, так как менее хлопотный. Если у вас дома имеется утюг с отпаривателем, то я рекомендую воспользоваться горячим утюгом с паром. На гладильную доску постелите кусок чистой хлопковой ткани, на него уложите батик, и накройте сверху еще одним куском хлопковой ткани.   Прогладьте батик с обеих сторон горячим утюгом с паром в течение 7-10 минут. Затем закрепите без пара, также с двух сторон. Следующим этапом промойте изделие сначала холодной водой, затем горячей и постирайте вручную с мылом. Ткань из натурального шелка после стирки обрабатывают при комнатной температуре в растворе укуса (2 стоповые ложки 9% уксуса на литр воды) в течение 10 минут. Изделия из хлопка, вискозы или льна после ручной стирки следует 2 раза по 5 минут прокипятить в растворе стирального порошка, предназначенного для стирки цветного белья

Гладить изделие следует влажным, сначала с изнаночной стороны, а затем с лицевой.Внимание! Работайте с резервирующим составом и красками в хорошо проветриваемых помещениях. Не давайте детям

Держите подальше от открытого огня, продуктов питания и животных. Не допускайте попадания в глаза.

Техника холодного батика

Работа в технике холодного батика дает возможность расписать не всю вещь, а один небольшой фрагмент. Такая роспись может не только украсить ссссссссссссизделие, но и без помощи аппликаций скрыть дефект ткани или пятно. Наличие контура придает произведениям, выполненных в этой технике, дополнительную декоративность и графичность и декоративность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным условием.

Контур делают с помощью специального резервирующего состава: парафин-12г., резиновый клей-50-60 г., бензин-80-90 г.

Красители разводят до нужной насыщенности цвета. Резерв, которым пользуетесь, обязательно нужно опробовать на не рабочих полях ткани.

При работе в технике холодного батика резерв наносят на поверхность ткани в виде замкнутого контура. Наносят рисунок на ткань при помощи стеклянной трубочки или специальных баллончиков. Необходимо заметить, что и трубочки, и баллончики следует вести по ткани равномерно, поскольку там, где движение замедляется, заканчивается или начинается, могут образоваться, капли

Отрывая трубочку от ткани, ее следует сразу же осторожно перевернуть кончиком вверх. Расписывают изделие в этом случае в пределах контура в соответствии с эскизом

При этом количество цветов, которые можно использовать в данной технике, практически не ограничено.

После выполнения контура ткани дают просохнуть. Резерв должен стать совершенно сухим. С другой стороны, передерживать ткань с нанесенным на нее резервирующим составом также нельзя. Дело в том, что при слишком длительном выдержке резервирующий состав выделяет жир, вследствие чего краска не подступает к контору вплотную.

Обязательной чертой работы, выполненной в технике холодного батика, является наличие четкого цветного контура. Вследствие этого для холодного батика характерен очень четкий геометризм и четкость рисунка и орнамента.

Наносят краску кистями, ватными тампонами или трубочкой. В процессе нанесения одной и той же краски следят, чтобы фрагменты разного размера пропитывались краской в одинаковой степени, так как в обратном случае после высыхания они будут обладать разными оттенками.

Техника горячего батика

Искусство батик зародилось еще в античных культурах. Известно оно и под названием Шумер. По истечении веков батик не утратил свою известность, наоборот, только набирает обороты.
В основе принципа батика заложена роспись ткани. Несмотря на то, что техник довольно много, все они имею одно сходство: главное в них – это резервирование.

Резерв

Резерв — это особый состав, которым пропитывают ткань там, где должны остаться не закрашенные места. Такими свойствами обладает воск, парафин, смолы. На их основе и делается резерв. Перед нанесением на ткань его необходимо растопить, чтобы резерв стал жидким. Поэтому воск растопляют на медленном огне или водяной бане. Отсюда и название «горячий батик».

Ткань

Для росписи берется хлопчатобумажная ткань. Техника горячего батика рассчитана на использование ее при декорировании помещений. Можно расписать скатерти, занавески, наволочки. Неплохо смотрится горячий батик и на одежде: футболках, майках, шортах.

Чантинг

Узор на ткань наносится с помощью чантинга. Он представляет собой маленький кувшинчик с длинным носиком на высокой деревянной ручке. При помощи этого инструмента можно нанести узор любой сложности.
Однако, если вы решили сделать узор в технике горячего батика, а специального инструмента нет, можно использовать обычные кисти разной толщины. Наносить ими узоры тоже достаточно легко и удобно.
Кроме того, сегодня существуют различные трафареты, при помощи которых на ткань наносятся уже готовые изображения. А можно просто поставить точки разных размеров, и вещь тоже будет выглядеть необычно.

С чего начать осваивать технику горячего батика?

Техника горячего батика требует некоторой подготовки. Прежде чем наносить рисунок необходимо создать эскиз будущего шедевра. Рисунок наносится так, чтобы после окрашивания он остался того же цвета что и ткань.

С рисунком определились? Тогда смело наносите его на ткань.

Окрашивание

Теперь стоит преступить к окрашиванию. Процесс этот несложный, однако, имеет несколько нюансов. Окрашивать ткань необходимо от светлых цветов к более темным. Использовать можно два-три цвета. А если пофантазировать, то можно создать эксклюзивную вещь, например, с пятью цветами, где после каждого слоя воска будет наноситься более темный цвет.

Горячий резерв

После того как завершился процесс окрашивания ткани, можно наносит горячий резерв. После его нанесения должен получиться орнамент, имеющий дугой цвет. Стоит повторять процесс, пока не будет нанесен самый темный цвет. Таким образом, в конце вы получите ткань, которая будет полностью покрыта резервом. После этого ее нужно очистить от воска или парафина.

Очистка от воска.

Для этого, необходимо поместить ткань между парой листов бумаги, обладающих хорошей впитываемостью, и прогладить горячим утюгом. Резерв легко перейдет на бумагу. Листы стоит заменять по мере пропитки воском. Процесс продолжается, пока весь резерв с ткани не перейдет на бумагу.

Ну вот, узор и готов.

Техника горячего воска проста. Но чтобы добиться ожидаемого, нужно применить всю свою фантазию и немного поэкспериментировать. Ведь с первого раза невозможно просчитать, какой слой ткани не стоит окрашивать, а какой лучше зарезервировать. Поэтому дайте волю всем своим прихотям, попробуйте самые смелые решения. И тогда не только сама работа над рисунком, но и сам результат обязательно вам понравится.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поделки своими руками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: