Поделки из ладошек

Основы технологии

Аппликация — один из видов изобразительной техники. Она заключается в том, что вырезают детали будущего изображения, накладывают их на основу, принятую за фон, и закрепляют.

Аппликация — очень древнее искусство.

Раньше ею украшали одежда, обувь, жилище, конскую сбрую. Аппликация выполнялась из различных материалов: обычно ее делали из кожи, меха, войлока; позже стали использовать тканину; основной аппликацией считают аппликацию из бумаги.

Аппликация очень проста в использовании. Изображение сохраняет свою реалистичность. Благодаря этому такое оформление можно применять для украшения картин или орнаментов.

Основные особенности аппликации состоят в том, что она отличается силуэтностью.

Элементы аппликации могут быть плоскими или объемными. Для придания объемности,перед прикреплением на основу, под детали аппликации подкладывают объемный материал.

Виды аппликаций в детском саду

Давайте посмотрим, какие существуют: 

— предметная — которая состоит из отдельных изображений, например: птички, деревца, человека или животного;

— сюжетная — эта та, которая изображает какие-либо события;

— декоративная, которая включает в себя орнаменты и узоры для украшения чего-либо;

— нетрадиционная аппликация, выполненная из ваты, поролона, различных круп, макарон и т. д.

Существует очень много разновидностей этого вида творчества. Особое место занимает, конечно же, геометрическая аппликация. Обычно с нее и начинается обучение самых маленьких деток. Ведь малышу легче научиться различать различные геометрические фигуры и складывать простые треугольнички, кружочки и квадратики в сложные композиции. Так ребенку намного легче будет понять, что многие предметы состоят из отдельных геометрических деталей.

Поделки из ладошек

Также увлекательным видом прикладного искусства для детворы может стать достаточно необычные так называемые ладошковые аппликации. Для такой работы делаются простые заготовки — отпечатки детских ладошек. После чего они вырезаются, приклеиваются на основу и уже затем  их декорируют, проявляя всю свою фантазию. Можно взять большой лист бумаги или ватман и приклеить на него отпечатанные ладошки всех детей в группе, формируя например, бабочку и затем подписать заготовки каждого. Таким образом получиться коллективная работа — огромная красочная картина.

Аппликация как вид деятельности в детском саду

Аппликация в детском саду может быть предметной и состоять из отдельных изображений, сюжетной — определенный сюжет, силуэтные изображения определенных силуэтов людей, животных,птиц. Также есть декоративная аппликация -создание композиции путем наклеивания нарезанных элементов из цветной бумаги.

В группах младшего возраста педагог рассматривает с детьми аппликационные работы и делает это так, чтобы ребенок ладошкой почувствовал рельефность и понял, что это не рисунок, а совершенно другая техника.Рассматривая материалы для аппликации, чтобы удержать внимание педагог сопровождает действия словами, дети могут манипулировать материалом. На следующем этапе педагог предлагает детям готовые формы и приглашает работать сообща

В совместных действиях с педагогом дети осваивают приемы смазывания формы клеем и наклеивания, пользование салфеткой из ткани для уборки остатков клея

На следующем этапе педагог предлагает детям готовые формы и приглашает работать сообща. В совместных действиях с педагогом дети осваивают приемы смазывания формы клеем и наклеивания, пользование салфеткой из ткани для уборки остатков клея.

Можно выбрать такую технику: выложить, а потом наклеивать, или без предварительного выкладывания наклеивать. Также есть прием сотворчества: творческая работа вместе с воспитателем. Дети в этом возрасте могут использовать природный материал и осваивать флористику.

Также выполняется декоративный вид аппликации, начиная с младшей группы.Это может быть как выкладывание рисунков из геометрических и растительных элементов, так и узоров народного орнамента.

Творчество в изобразительной деятельности дошкольника — сложное личностное образование, в основе которого лежат эмоциональное восприятие, изобразительные умения, знания, навыки, задатки общего и специфического характера.

Представим фрагмент занятия аппликации в детском саду в старшей группе

Задачи:

  • Учить выкладывать и наклеивать узор в форме круга по мотивам народной керамики; располагать элементы узора симметрично в определенной последовательности: цветок с лепестками посередине, листики по кайме.
  • Развивать глазомер, чувство ритма и симметрии.
  • Воспитывать интерес к керамике.
  • Закрепить умение пользоваться клеем, салфеткой.

Материал: керамические тарелки, образец, листы круглой формы с коричневым фоном; готовые вырезанные лепестки цветков красного цвета, листочки зеленого цвета, кружочки, клей, кисти, салфетки, подставки.

Предварительная работа: рассмотрение керамических изделий, узоров на них.

Ход занятия

Воспитатель. Посмотрите, дети, какие красивые тарелочки принесла нам Олина мама. Эти тарелочки сделали наши мастера керамики. Называются они декоративными, потому что украшены красивыми узорами. Используют их для украшения помещения. Какие красивые, яркие цветы, листочки, точки, линии – это элементы узора. Чтобы узор был красивым, элементы должны быть различными. Рассмотрим вот эту керамическую тарелочку. Вопросы к детям:

– Где расположен узор?

– Из каких элементов он состоит?

– Какого цвета лепестки цветка, листья?

Воспитатель. Нравятся вам тарелочки? А вы хотели бы иметь такие тарелочки?

Хорошо, тогда вы тоже будете маленькими умельцами и украсите узором каждый свою тарелочку. Вот как украсила свою тарелочку я. Посередине восьмилепестковая цветок, а по краю тарелочки листики. Лепестки у цветка красного цвета, симметрично размещенные.

Выложите свои узоры на тарелках. Сначала ищем середину и ставим кружочек – это середина цветка. Затем размещаем лепестки: сначала сверху, снизу, слева, справа, а остальные между ними. Листочки выкладываем по кайме напротив каждого лепестка. Выложили? А теперь можете наклеивать.

Старайтесь работать аккуратно, чтобы получилось как у настоящих мастеров. Красивые тарелочки подарим куклам, чтобы они смогли украсить ими свои комнаты.

Анализ детских работ.

Итог занятия.

Сказка Колобок.

Я являюсь большой поклонницей различных
развивающих, обучающих и воспитательных игр

. Особенно такие игры актуальны во время занятий с младшими дошкольниками, ведь любой материал, полученный с удовольствием, с собственным участием, усваивается намного легче и быстрее.

А ещё я очень люблю в своей работе с детьми проводить так называемые
интегрированные, комплексные занятия

— когда одно занятие вмещает в себя разные виды деятельности, разные сферы знаний.

Поскольку в нашей группе в контакте «Растим и растём» началасьтематическая творческая неделя сказок , сегодня хочу представить вам одно из таких комплексных занятий по теме «Сказка «Колобок»».
В занятии используем элементы театральной деятельности, чтения, математики и творчества.

План занятия:

1. Обыгрывание сказки: кукольный театр

(напольный, настольный или пальчиковый театр, разыгрываем вместе с детьми)

Поделки из ладошек

Мы используем «перчаточные» куклы: деда, бабки и волка, мягкие игрушки: колобка, мишку и зайца и резиновую лисичку. Обыгрываем сказку на коврике на полу.

Если вам больше по душе настольный театр, можете скачать и изготовить для него персонажей (предлагаю 2 варианта):

2. Элементы чтения:

раскладываем героев сказки и карточки с надписями (дед, баба, колобок, заяц, волк, медведь, лиса). Вместе с ребёнком читаем надписи, прикладываем их к героям.

3. Основы математики (счёт)

:

Сколько всего героев в сказке?

Сколько в сказке людей?

Сколько животных встретил колобок?

Сколько животных колобок смог перехитрить?

Сколько животных съело колобка?

Считаем героев, находим нужную цифру (используем карточки или магнитные цифры).

4. Пальчиковая гимнастика «Колобок»

Мы лепили колобка (Имитируем движения «лепки»)

Тесто мяли мы слегка (Сжимаем и разжимаем пальчики)

А потом его катали («Катаем» колобка)

На окошечко сажали (Раскрываем ладони, показываем их)

Он с окошка прыг да прыг (Стучим по ладоням пальчиками)

Укатился, озорник. (Вращаем кистями рук)

5. Творчество (ручной труд)

: лепка из пластилина «Колобок на полянке»
.

Для работы нам понадобится:

Поделки из ладошек

  • пластилин жёлтого (оранжевого) и зелёного
  • крышечка от сметаны, баночки и т.п.
  • бусинки, пайетки

Ход работы:

1) Из жёлтого пластилина катаем шарик- колобок.

2) Делаем глазки, носик из бусин, ротик — из пластилина.

3) Размягчаем зелёный пластилин, отщипываем по кусочку и размазываем по крышечке. Таким образом заполняем всю поверхность, создавая полянку.

4) Усаживаем на полянку колобка, украшаем её пайетками-цветочками, бусинками-камешками.

Сказка Курочка Ряба.

Поделки из ладошек

1. Инсценировка сказки
с помощью игрушек, фигурок для настольного театра, карточек-иллюстраций.

Самым маленьким сказку показывает взрослый, старшим предлагаем обыграть самостоятельно или разыгрываем вместе по ролям.

(Мы использовали перчаточные куклы бабки, дедки и курочки, игрушечную мышку и яичко из игрушечного набора продуктов).

2. Игра «Разложи по-порядку».

Предлагаем ребёнку кубики «мякиши» с иллюстрациями к сказке и просим разложить картинки по-порядку, как было в сказке.

Вариант для тех,у кого нет таких кубиков: картинки-иллюстрации:

3. Игра «Эмоции».

Попросите малыша показать:

  • Какие лица были у бабушки и дедушки,когда курочка снесла им яичко (радостные).
  • А какие лица были, когда они не могли разбить яичко? (недовольные, сердитые).
  • Какими стали лица,когда мышка яичко разбила? (грустными, плачущими).
  • Как ты думаешь, какими они стали,когда курочка их успокоила. пообещала снести другое яичко?

4. Игра «Покорми курочку» (тренируем мелкую моторику пальчиков).

Ставим на стол игрушечную курочку, перед ней кладём тарелочку. Даём малышу небольшой пакетик с пшеном, предлагаем покормить курочку: пальчиками (щепоткой) доставать зёрнышки пшена из пакетика и сыпать их на тарелочку корочке.

5. Творчество. Аппликация «Курочка Ряба»

Приклеиваем детали аппликации по образцу:

Поделки из ладошек

Скачать заготовку для аппликации: Kurochka_Ryaba_zagotovka

Яичко для аппликации я вырезала из золотистого картона. для достоверности)

6. Элементы чтения.

Название сказки распечатываем (или пишем печатными буквами от руки) в 2х экземплярах. Один экземпляр разрезаем на отдельные буквы, второй даём ребёнку в качестве образца. Предлагаем прочитать название, «собрать» его из букв и приклеить в нужном порядке на готовую аппликацию.

Поделки из ладошек

Цели
: познакомить с содержанием сказки Л
.Н. Толстого
Три медведя
; развивать память, активизировать речь; закрепить умение скатывать из пластилина шары круговыми движениями рук, сплющивать их в ладонях; учить пальцами делать углубление; воспитывать аккуратность при работе с пластилином;

Материал и оборудование
: оборудование для театрализованного показа сказки
(игрушки); миски разного цвета
, пластилин, салфетка, дощечка.

1. Организационный момент.

На столе стоят игрушечные медведи разной величины
.

Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришла медвежья семья
. Скажите, кто из них папа, кто мама и кто их сынок – медвежонок
? (Дети показывают)
. Медведи
не просто пришли к нам в гости, они принесли книгу со сказкой
. Сказка так и называется
«Три медведя
». Мы сегодня прочитаем ее.

2. Основная часть.

Воспитатель читает сказку
«Три медведя», драматизируя отдельные отрывки. Затем задает детям вопросы:

Как звали девочку, которая пошла в лес?

Куда пришла Маша в лесу?

Кто жил в домике?

Как звали медвежонка
?

Куда ушли медведи
?

У кого была самая большая чашка?

Чей стул сломала Маша?

В чьей кроватке уснула Маша?

Кто может показать, как заревел папа – медведь
, когда увидел свою чашку? («Кто хлебал из моей чашки»
)

)

Что сделала девочка когда проснулась и увидела Мишутку?

Дети Маша поступила неправильно. Нельзя трогать чужие вещи. Мишутка очень расстроился из-за того, что Маша съела его кашу, сломала его стул. Давайте мы с вами слепим для медведей новые миски и Мишутка обрадуется и не будет плакать.

Физкультминутка.

3. Лепка мисок для медведей
.

Из чего ели кашу медведи? Из мисок. У каждого медведя была своя миска
. У папы – большая, у мамы – поменьше, а у Мишутки – совсем маленькая. Давайте слепим им много красивых разноцветных мисочек. Как же их сделать? Сначала нужно превратить вот такой комочек пластилина в шар. Какие движения необходимо делать руками для этого? . Но шарик совсем не похож на мисочку. Вдавим пальчиком пластилин внутрь шара. Вот так наш комочек пластилина превратился в мисочку.

Воспитатель предлагает детям выбрать пластилин желаемого цвета, дети начинают лепить. В процессе лепки
воспитатель помогает детям.

4. Рефлексия.

Какие красивые мисочки! Теперь медведи будут очень довольны!

Второй этап познавательно-мотивационный.

Цели

  • развивать интерес к аппликации как к виду
    деятельности, желание заниматься ею;
  • закреплять технические умения и навыки.

На втором этапе мы предлагаем использовать
такие формы работы:

1.Опытно – экспериментальное занятие
“Знакомство с материалом”.
Цели –
познакомить детей с разнообразными твердыми и
мягкими материалами (пух, крупа, бумага, ткань,
бросовый материал и др.), показать особенности
работы с каждым из них; закрепить основные приемы
работы с разным материалом в практической
деятельности. Продолжать воспитывать интерес к
аппликации.

Открытие лаборатории Винтика и Шпунтика.
Рассматривание оборудования, ознакомление с
твердыми и мягкими материалами. Проведение
мини-опытов, выяснение особенностей работы с
каждым. Организация круглого стола, закрепление
технических навыков. По итогам занятия вести
беседу. Вопросы: “Из чего тебе больше всего
нравится делать аппликацию? Почему?”, “Какой
материал требует выдержки, терпения при работе с
ним?”, “Какой материал будешь использовать ты,
чтобы получился пушистый (шероховатый, гладкий и
др.) предмет? ”

2. Занятие “Экскурсия на вернисаж”. Цели
– познакомить детей с разнообразными видами
аппликации, учить определять способы выполнения
каждой работы, развивать интерес к аппликации,
желание сделать что-то своими руками.

Появление Незнайки, который не знает, что такое
аппликация и какими способами ее можно сделать.
Предложить Незнайке, вместе с детьми, совершить
удивительное путешествие – “Экскурсию на
вернисаж”.

В процессе занятия каждый ребенок рассказывает
Незнайке о наиболее понравившейся работе. О том,
какая она, какие материалы нужны для ее
выполнения, какие технические навыки необходимы.
Осуществлять помощь в анализе аппликационных
работ, задавать вопросы: “Как нужно отнестись к
выполнению работы, чтобы она получилась
аккуратной?”, “Как бы ты выполнил эту работу?” и
др.

3. Игра – соревнование “Самый, самый…”. Цели
– развивать интерес детей к аппликации как к
виду деятельности; побуждать к занятиям
аппликацией, как на занятиях, так и в
повседневной жизни.

Появление двух скоморохов. Проведение
игры-соревнования “Что нужно для аппликации”,
аукциона на самую лучшую, оригинальную,
аккуратную работу. Мини-интервью “Я люблю
заниматься аппликацией, потому что…”.

4. Индивидуальные формы работы. Цели –
закрепить с детьми уже имеющиеся технические
умения, навыки, способы работы материалом; учить
рассказывать о своей работе, формировать
положительную мотивацию.

В работе использовать репродуктивный метод —
неоднократное повторение одного действия в
течение серии различных упражнений. Побуждать
ребенка к рассуждению вопросами: “Как бы ты
сделал?”, “Как ты думаешь, из каких материалов
лучше сделать этот предмет?” и др.

5. “Брейн – ринг” (мозговой штурм)
обобщающее занятие.
Цели – обобщить
имеющиеся у детей знания по аппликации, учить
самостоятельно выбирать технику определять
средства выразительности; продолжать
формировать стойкий интерес к аппликации как к
виду изобразительной деятельности.

Разделить детейна две команды, для
проведения соревнований. Провести конкурсы:

Первый этап подготовительный.

Цель – повысить уровень технических умений
и навыков каждого ребёнка.

На данном этапе мы использовали серию
специальных упражнений:

Появление Королевы “Страны Аппликандии”,
которая превращает обычные ножницы, кисти,
салфетки и др. в волшебные инструменты (эстетично
оформленные салфетки, на кисточках изображение
сказочного героя, клеёнки в форме розетты и др.), а
самих детей в мастеров-волшебников “Страны
Аппликандии”. Королева предлагает вместе
путешествовать по этой стране.

1. “Вырежи такой же предмет”. Цель —
закрепить умение вырезать геометрические фигуры
(круг, квадрат, овал и др.) по образцу, отработать
технический навык.

Показать разные способы вырезания, обратить
внимание на то, что от способа зависит результат. 2.“Грибы”

Цель — учить вырезать из
бумаги сложенной вдвое и в несколько раз

2.“Грибы”. Цель — учить вырезать из
бумаги сложенной вдвое и в несколько раз.

Рассмотреть образец воспитателя,
проанализировать способы выполнения действия.

3. “Геометрический узор”. Цель — учить
составлять геометрический узор из готовых форм;
закреплять умение наклеивать форму на картонную
основу.

Показать способы расположения готовых форм на
основе, опробовать различные способы
намазывания деталей.

4. “Снежок”. Цель — учить приёмам
получения объёмных форм из подручных материалов,
совершенствовать умение приклеивать детали к
основе.

Показать разные способы получения объёмных
форм из ваты, бумаги, ниток и др. Закрепить приёмы
скатывания, сминания; отработать технику
приклеивания деталей к основе.

5. Силуэтное вырезывание “Два жадных
медвежонка”.
Цель — отработать технику
силуэтного вырезывания; учить объединять
отдельных героев в единый сюжет.

Вспомнить уже знакомые способы вырезывания,
выполнить частичный показ способов действия.
Привлечь детей к оценке: предложить найти самую
аккуратную и оригинальную работы.

6. “Корзина с цветами” (плетение). Цели —
познакомить с новой техникой выполнения
аппликации; продолжать учить самостоятельно
выбирать способ выполнения её элементов,
правильно пользоваться оборудованием.

Выполнить полный показ с объяснением способов
плетения корзины. Напомнить различные приёмов
выполнения цветов (силуэтное вырезывание,
объёмные формы, сминание, обрывание бумаги и др.).
Побуждать рассказывать о своей работе и способах
её изготовления.

7. “Чудесный лес”. Цели — учить
симметричному вырезыванию из бумаги; развивать
умение композиционно правильно располагать
аппликацию.

Выполнить частичный показ получения деревьев,
птиц, цветов, грибов, животных и др. способом
силуэтного вырезывания. Предложить
самостоятельно продумать замысел, составить
композицию. Сделать выставку работ детей.

8. Аппликация по замыслу (контрольное
задание).
Цели — способствовать
самостоятельному придумыванию тематики,
использовать в работе разнообразные технические
умения и навыки, способы работы с материалом.

Вспомнить с детьми разные технические приёмы
работы, закрепить умение правильно держать
ножницы, намазывать детали, пользоваться
оборудованием. Предложить самостоятельно
продумать тему работы и способы её выполнения,
используя ранее приобретённые технические
умения и навыки.

Появление Королевы “Страны Аппликандии”.
Дети рассказывают ей о своих успехах и неудачах,
о том, чему они научились за это время. Совместно
анализируют каждую работу, проговаривают этапы
ее выполнения, приемы, способствующие достижению
результата. По желанию дарят свои работы
Королеве.

В ходе проведения первого этапа, мы пришли к
выводу, что нетрадиционная форма проведения
упражнений, сама по себе, способствовала
созданию стойкого интереса к деятельности,
вызывала у детей желание научиться чему-то
новому.

Виды аппликации как изобразительной деятельности

Для выбора рисунка нужно учитывать тематику аппликации. По тематике изображений виды аппликаций бывают: предметная, сюжетная, абстрактная и декоративная (орнаментальная).

  1. Предметная аппликация – это изображения отдельных предметов.
  2. Сюжетная аппликация отображает совокупность событий, явлений, состоит из нескольких разных фигур.
  3. Абстрактную аппликацию образуют геометрические фигуры, замкнутые контуры различной конфигурации.
  4. Декоративная аппликация – это преподавание орнаментальных композиций на основном материале.

Рисунок для аппликации можно выбрать из разных источников – книг, журналов, а также найти в сети Интернет. Их можно распечатать на принтере или снять ксерокопию, обязательно учитывая соотношение размеров изображения и готового изделия.

Основные термины и определения

Аппликация(от лат. «прикладывание») – создание
художественных изображений наклеиванием
на некоторую поверхность (основу)
кусочков какого-либо материала; также
– изображение, узор, созданные таким
образом.

Плоская
аппликация
предполагает, что
изображения предметов крепятся на
плоскость всего фона.

Объемная
аппликация

аппликация с применением
элементов рисунка, частично зафиксированных
на фоне. Часть аппликации свободно
располагается над фоном, придавая
рисунку объемность.

Декоративная
аппликация
— связана с понятием
декоративности

и
представляет собой объединенные по
законам ритма, симметрии элементы
украшения, декоративные по цвету и по
форме (геометрические, растительные
т.д.)

Предметная
аппликация
представляет собой
наклеенные на фон отдельные предметные
изображения, передающие обобщенный,
условный образ окружающих предметов.

Сюжетно-тематическая
аппликация
представляет собой
наклеенные на фон изображения во
взаимосвязи и в соответствии с темой
или сюжетом.

Геометрическая
аппликация
представляет собой
наклеенные на фон изображения предметов,
составленные полностью или частично
из деталей геометрической формы.

Рваная
аппликация
изготавливается из
ткани способом обрывания.

Мозаика
выполняется из кусочков бумаги одного
цвета или различных цветов, составляющих
детали изображения.

Однослойная
аппликация
предполагает, что
изображения предметов или их деталей
наклеиваются на фон без наложения друг
на друга.

Многослойная
аппликация
выполняется путем
наклеивания (или нашивания) на фон
изображений предметов и их деталей в
два-три слоя.

Композиция-построение
художественного произведения, т.е.
взаимное расположение, величина основных
и дополнительных фигур на выбранном
формате.

Мозаика: 1). узор,
выполненный из мелких кусочков различных
материалов: бумаги, картона, ткани,
камешек, стёклышек и др.; 2) дидактическая
детская игра, состоящая из геометрических
фигур разных цветов, из которых выкладывают
узоры.

Сюжет-тема
художественного произведения.

Фон-цвет
основного материала, на котором
выполняется аппликация.

Шаблон-образец
( из картона) , по которому вырезают
много одинаковых фигур.

Пропорция-определённое соотношение
сторон, частей одного предмета или
нескольких фигур между собой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поделки своими руками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: