РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гильоширование Выжигание по ткани

ажурное бандо, гильоширование и другие рисунки для начинающих

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гильоширование Выжигание по ткани

Что можно создать, используя техинку гильоширования

Применяя технику гильоширования создаются невероятной красоты ажурные украшения для вашего гардероба или интерьера: кружевные воротнички, салфетки, шторы, скатерти, ажурное бандо, разнообразные панно. Некоторые мастера сочетают выжигание с изготовлением тканевых цветов, таким образом они создают необычайно прекрасные ажурные объемные цветы, как представленные на фото ниже:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гильоширование Выжигание по ткани

Материалы

Для начинающих заниматься выжиганием по ткани нет необходимости в большом наборе различных сложных приспособлений. Чтобы вступить на творческий путь в гильошировании достаточно иметь хорошее освещение рабочей зоны, толстое стекло (не менее 5мм толщиной) и прибор для выжигания по ткани (который практически ничем не отличается от выжигателя по дереву, разве что на место насадки необходимо поставить очень тонкую, на пример швейную, иглу).

Не стоит забывать о том, что для выжигания по разным тканям необходимо использовать разные температуры нагревания иглы. Лучше заранее подобрать подходящую температуру на пробном кусочке используемой ткани.

Как выжигать

Существует два основных способа выжигания по ткани:

  1. Ткань кладут на стекло, а трафарет фиксируют под стекло и снизу подсвечивают лампой, чтобы тень трафарета падала на рабочую ткань. Этот способ используется, когда с цельной ткани необходимо прорезать большое количество отверстий, создавая некоторый ажурный узор.
  2. Второй способ лучше использовать когда необходимо выжечь из ткани много одинаковых деталей, например, лепестков для будущего объемного цветка. В этом случае трафарет кладут прямо на ткань и аккуратно выжигают по его периметру.

Пример создания объемных цветов

Прежде чем создать объемный цветок необходимо определиться с видом цветка. Внимательно посмотрите в интернете рисунки с изображение выбранного цветка

Уделите внимание форме его листочков и лепестков. Все эти детали будет необходимо отразить на выкройках

Выглядеть это будет примерно так:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гильоширование Выжигание по ткани

После выжигания необходимого количества деталей из них можно собрать объемный цветок, зафиксировать его и использовать, как самостоятельное украшение- например, брошь.

А можно припаять лепестки на тканевую основу, и таким образом создать целую картину:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гильоширование Выжигание по ткани

Примеры салфеток в технике гильоширования

Внимания достойны не только объемные украшения, но и прекрасные ажурные салфетки, созданные при помощи все того же выжигателя.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гильоширование Выжигание по ткани

На салфетках, скатертях и прочих декоративных элементах можно создавать не просто повторяющиеся цикличные узоры, но и настоящие тематические рисунки.

Но не все салфетки, созданные при помощи гильоширования представляют из себя перфорированную ткань. Замечательно выглядят салфетки, на которые припаяны лоскутки других тканей, создавая настоящие картины и имитируя различные эффекты в зависимости от способа припоя и обработки этих самых тканей.

Ниже приведены некоторые схемы, которые помогут начинающим набить руку и развить навыки для того, чтобы в будущем создавать настоящие шедевры:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гильоширование Выжигание по ткани

Видео по данной тематике

Представляем вам несколько хороших видео мастер-классов, из которых вы узнаете как создать салфетку, оригинальный узор и объемные цветы из ткани при помощи выжигателя:

Картины своими руками

Чтобы лучше запомнить, что такое гильоширование, попробуйте самостоятельно выполнить красивую картину из материи своими руками. Вам понадобится неплотная синтетическая ткань, бумага, лампа и стекло.

С помощью данного мастер-класса вы научитесь выполнять гильоширование двух слоев ткани, приклеивая лоскуты вспомогательной материи на основную.

Распечатайте рисунок будущей картины на листе бумаги. Следите, чтобы у него был толстый контур. 

Установите стекло так, чтоб под ним можно было расположить подсвечивающую лампу. К примеру, стекло можно положить на 2 подпорки, а лампу поставить под него.

Подберите ткани, из которых будете создавать картину. В качестве основы выбирайте светлые материи — на них будут лучше смотреться яркие цвета. 

Положите лист с распечатанным трафаретом на освещенное снизу стекло. Сверху уложите ткань, из которой вы планируете вырезать мелкие детали. Проведите нагретым резаком по внешнему контуру рисунка, вырезая элементы картины. 

Старайтесь вырезать контур каждой детали, не отрывая руки от материи. 

После того, как все детали вырезаны, разложите их в поле видимости так, чтобы осталось свободное рабочее пространство. Прикрепите основную ткань к трафарету с помощью швейных булавок и подсветите лампой. 

Начните приклеивать те детали, которые окажутся перекрыты другими элементами сверху. Приложите лист к основной бумаге и с помощью легких быстрых движений резаком вдоль внешнего края, которые напоминают стежки от центра к краю, соединяйте элементы с основой. 

После того, как вы приклеите все листья, начните крепить лепестки. Не держите долго паяльник на одном месте — вы можете пропалить как саму деталь, так и основную ткань, оставив некрасивые дырки. 

Когда вы припаяете все детали к основе, можете начинать работу над внутренним контуром. Теми же движениями, создающими пропаянные отверстия в виде капелек, пройдитесь по внутренним линиям рисунка. 

Завершите отделку — нагрейте паяльник чуть сильнее и начните вырезать контур салфетки. Его можно сделать как ровным, так и ажурным, как в мастер-классе. 

Ваша салфетка готова! Изделие может стать отличным украшением стола или оригинальным подарком близкому человеку. Чтобы превратить салфетку в картину, просто поместите изделие под стеклянную рамку.

Теперь попробуйте освоить гильоширование в несколько иной технике. Данный видеоурок расскажет вам, как создать объемную брошь в виде тканевого цветка методом склеивания объемных деталей-лепестков. 

На первых порах может показаться, что гильоширование — довольно трудоемкий процесс. Но вы очень быстро привыкнете к работе с миниатюрным паяльником и начнете получать удовольствие от процесса.

Рабочие материалы

Хитрость данного вида рукоделия заключается в том, что работа выполняется только на синтетических тканях. Они не горят, как натуральные, а начинают плавиться, благодаря чему подогретый кусочек материи можно отрезать или приклеить. 

Чаще всего рукодельники используют следующие материалы:

Нейлон — материал прекрасно подходит как под основу, так и для изготовления отделочных деталей. К этой группе относятся синтетический атлас, трикотин, кримплен, рифленая плотная парча.

Капроновые ленты — с их помощью рисунок разбавляют яркими пятнами. Благодаря широкой цветовой палитре данного материала можно создать оттеночные переходы.

Кроме того, гильоширование приемлет использование искусственного шелка, люрекса, капрона, искусственного бархата, шифона. 

Перед началом работы проверьте свойства ткани. Возьмите маленький лоскуток и подожгите его, чтобы понять, плавится материал или горит, оставляет ли рабочая игла на нем гарь и копоть.

Не забудьте о дополнительных рабочих материалах. К примеру, из картона и фольги легко сформировать шаблоны будущих деталей. А пуговицы, бусины и вышивка бисером прекрасно подойдут для украшения готовой работы.

Материал

Для изготовления цветков подходит любая тонкая синтетическая ткань трех-четырех цветов: белая, розовая, сиреневая (желательно разных оттенков).

Для изготовления листьев требуется ткань зеленого цвета мягких тонов.

Для вазы подойдет любая плотная синтетическая ткань, цвет должен гармонировать с букетом.

Фоном для приведенного на фото панно служит черный бархат на синтетической основе. Можно использовать и другой цвет, на котором будут хорошо смотреться цветки и листья сирени.

Приготовленные куски тканей нужно нажелатинить. Рецепт: две чайные ложки (без верха) пищевого желатина залейте холодной водой (полстакана) на час, затем долейте стакан водой до краев и в металлической посуде подогрейте до полного растворения желатина. Предварительно разглаженные лоскуты ткани разложить на клеенке. Нанесите на них горячий раствор желатина так, чтобы ткань пропиталась раствором, на этот лоскут положите следующий, снова нанесите раствор и так далее. Затем каждый лоскут ткани, не выжимая, подвесьте на веревке для просушки.

Приемы работы

Внимание! Перед началом работы внимательно изучите инструкцию, прилагаемую к выжигателю

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гильоширование Выжигание по ткани

В процессе работы не касайтесь иглы во избежание ожога!

  • При работе игла должна быть строго перпендикулярна поверхности стекла. След иглы на ткани должен быть точкой, а не линией.
  • Включив прибор в сеть, проверяют работоспособность иглы, прислоняя ее к х/б ткани. Должен остаться коричневый след иглы. При работе иглу необходимо периодически вытирать х/б тканью для снятия окалины, т. к. окалина снижает температуру иглы. После 30 мин. работы выключить прибор из сети и аккуратно почистить иглу либо лезвием, либо мелкой шкуркой, не нарушая её целостности.
  • Обрабатываемый материал (обязательно проглаженый, чтобы не было складок) укладывают на стекло и сверху размещают трафарет, плотно прижимая его к ткани и к стеклу. Можно использовать груз.
  • Нагретой иглой обводят контуры трафарета, следя, чтобы ткань прожигалась. В зависимости от плотности и толщины ткани регулируется температура иглы. Нельзя тянуть ткань из-под трафарета, т. к. можно испортить работу.
  • Для соединения (сваривания) 2-З и более слоев ткани иглой прожигают точки с интервалом 1- 2 мм, прижимая пальцем место прокола, что обеспечивает точечную сварку слоев ткани.
  • При изготовлении панно используют кусочки набивных тканей, вырезая (выжигая) отдельные элементы и затем прижигая их на фон из синтетической ткани.

Тонкости процесса

Гильоширование представляет собой технику выжигания узора. Делается она с помощью специального аппарата. Чаще всего рукодельницы выжигают по шелку или по любым другим синтетическим тканям. Все дело в том, что работать с натуральными не получится, ткань должна плавиться, но не гореть.

Возможности, которые открываются перед тем, кто освоил эту технику очень большие. Вы сможете создавать декоративные картины, используя получившуюся аппликацию. Можно делать своими руками ажурные салфетки, открытки, украшать записные книжки, одежду: воротнички, шарфики и прочее.

Что нужно знать для освоения техники гильоширования

Прежде чем начать работать с готовым изделием, вы должны знать, что для начинающих этот вид рукоделия может показаться сложным. Поэтому потренируйтесь на лоскуте из этой же ткани.

Чтобы освоить гильоширование, вам будет нужен прибор для выжигания. Также для работы необходимы другие инструменты: ножницы, пинцет, альбом с плотными листами бумаги, наждачная бумага для очистки иглы в процессе работы.

В Интернете вы найдете различные схемы для создания рисунков, из которых сможете выбрать то, что вам по вкусу. Учитывайте, что для данной техники выжигания необходимо соблюдать большую аккуратность и четкость орнамента.

Мастер-класс по гильошированию

Если вы хотите научиться данной технике, то для вас будет полезен мастер класс по гильошированию.

Перед началом работы вам необходимо будет выбрать подходящий эскиз. Если вы хотите нарисовать его самостоятельно, то желательно за основу взять картон.

Подберите синтетическую ткань, которая хорошо плавится и просвечивается. Тщательно прогладьте ее, сложите пополам, прикрепите к краям картона, где нарисована схема для гильоширования.

Приобретите специальный копировальный столик с подсветкой, которым обычно пользуются художники. По своей сути, он является стеклянным коробом с матовой стеклянной поверхностью, внутри которого встроены лампы.

С помощью этого столика вы можете начать выжигание по ткани. Для этого положите на стеклянную поверхность с подсветкой эскиз, а на него – ткань. Начинать работу нужно будет с середины изделия, это позволит избежать смещения в дальнейшем.

Возьмите выжигатель, включите его в сеть. Для начинающих гильоширование может быть весьма сложным, не забудьте проверить готовность иглы к работе на кусочке ткани. Сделайте пробные надрезы, и установите нужный для вас уровень температуры, используя регулятор напряжения.

Во время работы держите выжигатель так, чтобы кончик иглы был прямо перпендикулярен стеклу. Слегка дотрагиваясь иглой до ткани, делайте сквозные прорези. Двигая иглу, натягивайте ткань на том месте, где вы делаете прорез.

В процессе выжигания рисунка на горячей игле будет оставаться слой расплавленной ткани. Из-за этого ширина надреза будет становиться с каждым разом все больше, и качество работы ухудшится. Поэтому не забывайте наблюдать за кончиком иглы, периодически очищать его с помощью наждачной бумаги, кусочком натуральной ткани или лезвием.

Научившись данной технике, вы сможете осуществлять следующие процессы:

  • резка ткани сплошной линией;
  • выжигание маленьких отверстий;
  • формирование разрезов разной величины;
  • формирование точки любого размера;
  • спаивание нескольких слоев ткани с использованием элементов узора;
  • создание элементов для украшения, среди которых – точки, обколка, бусинки;
  • обработка краев изделия «зубчиками» и «фестонами».

Также можно соединять элементы ткани «мережкой».

Делать это можно двумя способами:

  • Линии контура нескольких слоев ткани выжигаются одновременно. По образованной линии разреза получается образование плотного сварочного шва.
  • «Точечная сварка». С помощью иглы осуществляются легкие касания к нескольким слоям ткани так, чтобы в том месте, где вы касаетесь, ткань оплавилась, но при этом не было сквозного отверстия.

С помощью этих двух способов можно изготавливать различные изделия: салфетки, воротнички одежды, кружева для отделки, декоративные платочки, и даже картины, созданные гильошированием. Поверьте, с помощью этой техники можно изготовить массу всего интересного.

Гильоширование – это нелегкий вид рукоделия, но он стоит того, чтобы ему научиться!

История творчества

Гильоширование как вид творчества признали сравнительно недавно — лишь в середине ХХ века. Российская рукодельница из Рыбинска Зинаида Котенкова разработала авторский способ выжигания на ткани лишь в 1980-е годы.

Метод заключается в использовании специального паяльника или инструмента для выжигания, чтобы вырезать узоры на ткани или приклеивать кусочки материи, образуя аппликацию.

В 1990 году Зинаида оформила авторское свидетельство, подтверждающее новаторство ее творческой идеи, которую можно использовать для создания самых разных изделий: скатертей и салфеток, закладок и панно, украшений для открыток и обложек блокнотов.

Готовый узор напоминает работу, выполненную вышивкой гладью в технике ришелье.

Рабочие инструменты

Гильоширование основывается на использовании горячих предметов – резаков или нагревателей. Начинающим рукодельникам достаточно иметь под рукой паяльник с заостренным рабочим концом.

Но если вы хотите научиться вырезать сложные витиеватые узоры, приобретите специальный прибор для выжигания по дереву. Запаситесь различными насадками — с тонкими, закругленными и широкими кончиками, которые помогут выполнить рисунки любой сложности.

Отдайте предпочтение резакам с функцией регулирования напряжения, чтобы можно было работать и с плотными, и с тонкими тканями. Кроме того, при сниженном напряжении вы сможете не только вырезать узоры, но и оплавлять материю для склейки элементов мозаики друг с другом.

За резаком удобно ухаживать, подтачивая его иглу каждый раз, когда она затупится, с помощью обычной наждачной бумаги.

Кроме того, гильоширование потребует у вас наличия стандартных инструментов, применяемых в творчестве: ножницы, пинцет — для более удобного перемещения мелких деталей, клей, трафареты и схемы.

И не забудьте про технику безопасности: гильоширование основано на работе с высокими температурами. Следите за тем, чтобы раскаленные поверхности инструмента не соприкасались с голой кожей, волосами, ногтями.

Компоновка композиции

После изготовления всех деталей можно приступить к компоновке композиции. Внимательно посмотрите либо на живые ветки сирени, либо на открытки, чтобы правильно скомпоновать цветки на ветке.

Фоновую ткань разместите на стекле большого размера и начинайте формировать композицию. Работайте с помощью пинцета. Прижигание к фону проводите только тогда, когда вам понравится композиция. Начинайте с размещения вазы и веточек. Вазу прижигайте по контуру, затем клеем «Момент» аккуратно приклейте веточки к фону. Далее вокруг каждой ветки формируйте из цветков разного цвета грозди сирени, каждый цветок прижигайте по центру, затем прижигайте по контуру листья. Фоновую ткань с готовой композицией приклейте к листу плотного картона, поместите в рамку со стеклом.

Книга Т. Н. Андрианова, О. Н. Макарова — Декоративное выжигание по ткани

Всегда было интересно: как Фаберже делал свои прекрасные вещи?

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гильоширование Выжигание по ткани

Как у него получалось такое внутреннее свечение, которое в обыденной жизни меня мало где окружает?Я расскажу, как делают это.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гильоширование Выжигание по ткани

Знакомьтесь: технология гильоширования. Гильош — это штриховка на металле резцом, иногда покрытая сверху прозрачной эмалью.

Гильош создает удивительную игру света и пространства. Для меня гильош, как и весь Фаберже, — это окошечко в утерянный мир роскоши и силы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гильоширование Выжигание по ткани

Гильош впревые применил Бреге на корпусе своих часов, для того чтобы царапины, которые образуются в процессе эксплуатации, не так бросались в глаза. Этот гильош выглядел как окружности, уменьшающиеся по мере приближению к центру. Ширина канавок, образующих такие кольца, была около 0.3 мм. Позже гильош стали делать и на циферблатах, но текстуры имели уже более замысловатый вид.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гильоширование Выжигание по ткани

С середины 18 века было создано множество сложнейших станков для нанесения гильоша.

Гильоширование может производиться двумя способами: токарной обработкой и фрезерной, с помощью так называемого фрезерного станка с пантографом.

Токарный станок для гильоширования — станок, на котором с помощью различных устройств резцу либо заготовке, закрепленной в патроне, придается движение с помощью шаблонов, копиров или более сложных устройств, например — «Розы шпинделя» (по-английски — «Rose engine»).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гильоширование Выжигание по ткани

В этом станке резец закреплен неподвижно, а патрон с закрепленным в нем циферблатом совершает всевозможные движения.

Фрезерный станок для нанесения гильоша — фрезерный станок с пантографом, который придает движение шпинделя от движения щупа по шаблону. (Отсюда)

Сейчас таких станков почти не осталось. Механика вытесняется ЧПУ. Ныне существующие механические станки с дедушкиной технологией произведены в период с 1850 по 1948 год.

Ископаемое механическое гильоширование наносят на циферблаты дорогих часов.

Например, Бушерон

Технология изготовления бабочек

Технологию изготовления мы покажем на примере очень простого рисунка бабочки.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гильоширование Выжигание по ткани

На рис. 1 представлен трафарет бабочки.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гильоширование Выжигание по ткани

На рабочий стол (стекло) положите флизелин и сверху ткань, которая будет составлять основу бабочки. Наложите трафарет (рис. 2) и выжигайте ткань по периметру трафарета и по пробельным местам, В процессе выжигания ткань прочно соединится (сварится) с флизелином.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гильоширование Выжигание по ткани

После этой операции вы получите контур (основу) бабочки (рис. 3). Далее из разноцветных кусочков также с подслоем флизелина выжигайте по трафарету пробельные места (рис. 4).

Затем возьмите ткань другого цвета по размеру несколько больше размеров полученной бабочки, положите на стекло, поверх расположите основу бабочки (рис. 3), и точками с интервалом 1- 2 мм пройдите по всем пробельным местам и по периметру (рис. 5). Далее в пробельные места точками прижигания прикрепите приготовленные детали (рис. 4).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гильоширование Выжигание по ткани

Отступите от периметра бабочки на 1,5 — 2 мм и маленькими зубчиками обведите периметр для получения каймы. На тельце бабочки проведите иглой поперечные полоски. Можно украсить крылья бабочки отверстиями, прожженными иглой (рис. 6).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гильоширование Выжигание по ткани

Из тонкой проволоки или лески сделайте усики, на концах приклейте бусинки или бисер, вклейте их в головку бабочки между слоями ткани.

Изнаночную сторону бабочки промажьте клеем ПВА, сложите крылышки и закрепите прищепкой, дайте клею высохнуть и снимите прищепку. Крылышки останутся приподнятыми. Готовую бабочку можно за тельце приклеить к открытке с поздравлением или прикрепить иголкой к тюлевым занавесям на окнах.

Изготовление листьев

На стекле разместите зеленую ткань более светлого оттенка, наложите трафарет, прижмите его и обведите иглой выжигателя по контуру трафарета. Вы получите среднюю часть листа (Рис. 7). Далее размещаете на стекле ткань более темного оттенка, накладываете сверху приготовленную среднюю часть листа и точками прижигаете ее по контуру (Рис. 11). Точками обозначаете среднюю линию листа и жилки и выжигаете лист полностью (рис. 12). Если затруднительно выжечь контур листа от руки, можно изготовить трафарет (рис. 8) листа и выжечь по нему. Листья должны быть различного размера и конфигурации.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гильоширование Выжигание по ткани

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поделки своими руками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: